Мужчины Бронте: учитель
Обычно о том, что Шарлотта Бронте год провела в пансионе в Брюсселе, пишут кратко. Одна-две строчки: учила французский язык у мсье Константина Эже. Зато много-много пишут о трудном детстве, о том, как она пыталась открыть школу, вместо чего написала роман, похоронила брата и сестёр и вопреки отцу вышла замуж, чтобы умереть.
Думаю, что писательница была бы с этим не согласна: для нее самым главным событием жизни была встреча с ее учителем французского. Все остальное было не так важно.
Нина Агишева в книге "Шарлотта Бронте делает выбор. Викторианский роман" (вышедшей аж в 2021 году) восстановила справедливость: большую часть текста занимает описание переживаний Шарлотты из-за её (реального? воображаемого?) романа с Эже.
Внешне все выглядело, действительно, просто и непримечательно: сестры Бронте, Шарлотта и Эмили, приехали в пансион мадам и месье Эже в Брюсселе. Они были не совсем обычными ученицами - уже взрослыми: Шарлотте в то время 26, она не только ученица - уже сама учительница. Эмили в Брюсселе не нравится, в пансионе она ведёт себя странно, дичится и прячется. А Шарлотта - увлекается, обучением и учителем. Потом у сестёр умерла тётка Бренуэлл, и они уехали на похороны. После похорон Шарлотта возвращается в пансион одна, но остаётся там недолго: в один "прекрасный" день её вызывала мадам Эже, предъявила в качестве улики её письма и заставила уехать. Можно сказать, мадам Эже уволила будущую писательницу, так как, чтобы сэкономить на обучении, мисс Бронте преподавала другим пансионеркам английский язык.
Вот, собственно, и все. Ну кроме того, конечно, что в отличие от своей героини Джейн Эйр, которая гордо и безмолвно покидает Рочестера, Шарлотта Бронте пишет Эже, и это довольно унизительные послания, в которых она просит его ей ответить.
Нина Агишева утверждает, что сохранились по крайней мере 4 таких письма, и сохранились они благодаря тому, что Эже, то ли сами супруги, то ли уже их выросшие дети, продали письма коллекционерам.
Отвечал ли Эже - мы не знаем. Его писем никто никому не продавал. А преданная Мэри Тейлор, подруга и конфидентка, сожгла все письма Шарлотты и все ее тайны унесла с собой в могилу.
Когда я задумываюсь о том, какие у них были отношения - кажется, ну какой бред, ну можно ли влюблённость ученицы называть любовью - кто ж не влюблялся время от времени в препода? - я всматриваюсь в диалоги Джейн и Рочестера в исполнении Зилы Кларк и Тимоти Далтона из сериала моего детства, понимаю - да, увы, со стороны Шарлотты это была любовь, без ума, без оглядки. И если бы Константин сказал Шарлотте, как выдуманный ею Рочестер - давай бросим все к чёртовой матери, наплюем на викторианскую мораль, она бросила бы и наплевала.
Но Константин этого, конечно, не сказал. Во-первых, потому что с его стороны, скорее всего, необходимой страсти не было. А во-вторых, его брак был не только семейным, но и деловым союзом. Жена Клэр Зоэ была хозяйкой пансиона для девушек, на доход от которого семья Эже безбедно существовала. У Эже были и другие источники дохода - кроме пансиона супруги, он преподавал в мужском учебном заведении, но жалованье учителя, по всей видимости, было довольно скромным.
Каковы были чувства со стороны учителя - сказать сложно. Его писем не осталось, Мэри Тейлор унесла с собой тайны Шарлотты, а другой своей подруге, Элизабет Гаскелл, Бронте рассказала только о том, как протекал их с Эже образовательный процесс.
В образовательном процессе были довольно интересные моменты. Учителя и ученицу связал... Наполеон, несмотря на то, что ко времени их знакомства он уже лет 20 был в могиле. По сути, Эже и Бронте были представителями стран - военных противников: Шарлотта поклонялась герцогу Веллингтону, Эже уважал Наполеона. Константин давал Шарлотте задание - написать эссе о Наполеоне. Шарлотта писала - как в анекдоте про студента и блох: что-то вроде "Наполеон был императором Франции, он развязал войну, в которой его победил герцог Веллингтон", а уж написать про своего кумира она могла много чего. Но Эже смог заинтересовать ученицу фигурой Наполеона, он даже подарил ей щепку от гроба узурпатора (от сердца оторвал!), которую она хранила всю оставшуюся жизнь. Эта щепка, говорят, хранится в музее Бронте (она сохранилась благодаря тому, что ее собственный муж также приторговывал письмами и вещами писательницы после ее смерти).
Надо сказать, что Шарлотта была полной противоположностью супруги Эже: Клэр Зоэ крепко стояла на своих ногах, умела красиво одеваться и была довольно плодовита (во время обучения сестёр Бронте она родила пятого ребенка - хотя кто в те времена рожал мало детей?). Шарлотта - женщина-эльф, маленькая, бесплотная, полуслепая, чуть что - сразу улетала в мир грёз (и других могла унести с собой!), одетая по моде времен молодости своей тётки, в браке не смогла выносить и родить единственного ребёнка.
Мне представляется, отношения между Бронте и Эже были захватывающим интеллектуальным флиртом (сапиосексуалы поймут, о чем речь), более важным для нее, чем для него. Не имея возможности реализовать свою страсть в реальности, Шарлотта вылила ее на бумагу - так появился не только ее самый известный роман "Джейн Эйр", но и романы "Учитель" и "Городок". В романе "Джейн Эйр" Бронте раздала всем сёстрам по серьгам: она свела с ума ненавистную жену-соперницу, размазала её мозги на обломках сгоревшего имения, а придав черты любимого своему Рочестеру, она и обессмертила Эже, и возвеличила, и унизила, и прокляла.
В 2021 году вышла еще одна интересная книга, которая касается творчества Шарлотты Бронте: "Комплекс Джейн Эйр. Психоаналитическое исследование Идеал-Я" Оксаны Толкачевой. В ней я нашла ужасно красивую психоаналитическую интерпретацию того, какую роль сыграл Рочестер для Джейн, а следовательно, и Константин для Шарлотты. Речь идет об эпизоде книги, когда Рочестер переодевается старой цыганкой и гадает Джейн по руке и лицу. Цыганка пристально вглядывается в лицо девушки и открывает ей самой все её качества, как хорошие, так и плохие - с восхищением, причем в таком виде, что Джейн сама начинает верить в то, что прекрасна. Таким образом, мужчина-обманщик (абъюзер?) предоставляет девушке любящий взгляд, который вообще-то должны предоставлять важные взрослые, прежде всего, женщины, маленькой девочке.
Именно такой взгляд, по всей видимости, Шарлотта получила от Эже. Кроме того, он поработал над её литературными навыками. Все остальное она, в основном, придумала сама. А был ли Константин "парнем с прыщавой совестью", история умалчивает